ЭП

Документ подписан электронной подписью
18.01.2023 16:01, Борисова Ирина Григорьевна, Директор
Ключ электроннй подписи

 

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

(ГБПОУ РО «ТПТ»)

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

На заседании Совета техникума

Протокол № _____

от «____» ________________ 20__ г.

Председатель совета

____________ Новоселетская Т.В.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБПОУ РО «ТПТ»

_________

И.Г. Борисова

Приказ № ___ от «___» ___________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в ГБПОУ РО «ТПТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Зверево, 2019 г.

 

  1. Общие положения

 

1.1 Положение об организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – Положение) регламентирует порядок приема и определяет нормы по организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в ГБПОУ РО «Торгово-промышленном техникуме имени Л.Б. Ермина в городе Зверево» (далее – Техникум).

1.2 Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативных документов:

1.3 Федеральный закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения «обучающийся с ОВЗ», «адаптированная образовательная программа», «инклюзивное образование»:

 

1) обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

2) инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его защиты.

3) инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

1.4 Контроль за освоением образовательных программ инвалидами и обучающимися с ОВЗ осуществляет администрация Техникума.

 

  1. Особенности приема в техникум обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

 

2.1 Прием в техникум осуществляется в соответствии с «Правилами приема в государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в городе Зверево» (далее – Правила приема), утвержденными директором Техникума и на основании заключения медицинской экспертной комиссии.

При поступлении в техникум лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды представляют стандартный набор документов. Кроме того, указанные лица дополнительно представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья. Инвалиды I и II групп представляют заключение медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения по указанной профессии.

2.2 Требования к поступающему.

На обучение в техникум принимаются обучающиеся с ОВЗ, инвалиды, которым, согласно заключения федерального учреждения медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальной программой реабилитации инвалидов, не противопоказано обучение в техникуме.

Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную программу должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на адаптированную образовательную программу должно предъявить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендацией об обучении по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения.

2.3 Поступающий вправе подать заявление о приеме, а также необходимые документы через операторов почтовой связи общего пользования (далее – по почте) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

 

  1. Регулирование локальными нормативными актами организации получения образования, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

 

Локальные нормативные акты техникума содержат нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Также внесены соответствующие изменения в следующие локальные нормативные акты: положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий обучающихся, порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные локальные нормативные акты.

 

  1. Ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления, обучения, трудоустройства

 

    1. С целью обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в техникуме организован сбор сведений о данных лицах для систематического учета.

Основными источниками сведений являются: приемная комиссия, учебная часть, а также специализированный учет, осуществляемый техникумом.

    1. Основой учета являются общие сведения об обучающемся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиде: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о его семье, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы, и иные сведения.
    2. При сборе указанных сведений должно быть получено согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.
    3. Приказом директора техникума назначается ответственный сотрудник по работе в Единой базе учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Ростовской области с целью составления отчетности о выполнении рекомендаций индивидуальных программ реабилитации и абилитации и рекомендаций ПМПК.

 

  1. Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
    1. В техникуме создаются надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание и помещения образовательного учреждения, включая пандусы, поручни, распашные двери, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение, а также оснащение помещений предупредительной информацией.
    2. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися.

5.3 При получении образования в техникуме лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды обеспечиваются бесплатными учебниками и учебными пособиями, и иной учебной литературой.

5.4 В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в техникуме обеспечивается:

- адаптация официального сайта в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению;

- размещение в доступных для слабовидящих местах в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий, консультаций и экзаменов (крупный шрифт);

- обеспечение для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата возможностей беспрепятственного доступа в учебные помещения первого этажа, столовую, санитарно-гигиеническое помещение техникума;

- правовое консультирование обучающихся;

- содействие в трудоустройстве на работу.

 

  1. Требования к адаптированной образовательной программе

 

6.1 Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования (далее - адаптированная образовательная программа) должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

6.2 Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии, требований профессионального стандарта в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.

Методическую основу разработки адаптированной образовательной программы составляют:

- требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. № 06-281);

- методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования от 22.04.15 № 06-443

6.3 Зачисление на обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или поступающего с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Также возможен перевод обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на адаптированную образовательную программу в процессе обучения.

6.4 Реализация адаптированной образовательной программы может осуществляться с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

6.5 Учебный план для реализации адаптированной образовательной программы предусматривает адаптационные дисциплины, предназначенные для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций.

Адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6.6 Дисциплины, относящиеся к обязательной части учебных циклов, учебной и производственных практик, являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

6.7 Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья составляет 36 академических часов в неделю.

6.8 В календарном учебном графике указана последовательность реализации адаптированной образовательной программы по годам, включая теоретическое обучение, в том числе адаптационные дисциплины, практики, промежуточные и государственную итоговую аттестации, каникулы.

6.9 Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы. Нормативный срок освоения программ определяется в соответствии с ФГОС СПО по соответствующей профессии. Срок освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО при необходимости увеличивается не более чем на 6 месяцев, по специальностям СПО - не более чем на 10 месяцев

6.10 По окончании обучения выпускники инвалиды и выпускники с ограниченными возможностями здоровья должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности. Вводить какие-либо дифференциации и ограничения в адаптированных образовательных программах в отношении профессиональной деятельности выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья не допускается.

6.11 Адаптированная образовательная программа должна быть обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии.

При составлении индивидуального плана обучения могут быть предусмотрены различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

6.12 Для адаптированной образовательной программы реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по профессии. Практика является обязательным разделом адаптированной образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

6.12.1 Цели, задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются техникумом самостоятельно. Форма проведения практики устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

6.12.2 При определении места прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом техникум должен учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

6.12.3 При необходимости для прохождения практики инвалидами создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства труда России от 19 ноября 2013 г. № 685н.

6.13 Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса

 

  1. Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы

 

7.1 Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

7.2 Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.

7.3 Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

7.4 Государственная итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по профессии СПО, является обязательной и осуществляется после освоения адаптированной образовательной программы в полном объеме.

Государственная итоговая аттестация выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования

Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации. В специальные условия могут входить: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, использование специальных технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.)

Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.

 

  1. Комплексное сопровождение и индивидуальная поддержка обучающихся инвалидов

 

8.1 Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, поступая на учебу и имея при этом свой специфический индивидуальный опыт, отличный от других сверстников, зачастую во многом дезадаптированы, что является препятствием для успешного и полноценного освоения ими необходимых компетенций наравне с другими обучающимися.

Профессиональное образование обеспечивает вхождение обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья во множество разнообразных социальных взаимодействий, что создает и расширяет базу для адаптации. Развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские способности, умение налаживать контакты и сотрудничать с разными людьми. Формируются мировоззрение и гражданская позиция.

Важным фактором социальной адаптации является индивидуальная поддержка обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая носит название "сопровождение". Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций. Сопровождение должно носить непрерывный и комплексный характер:

- организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения;

- психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность становления его компетенций;

- профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, включая нормализацию иммунного статуса, что непосредственно снижает риск обострения основного заболевания;

- социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. Это содействие в решении бытовых проблем проживания в общежитии, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения, назначение именных и целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и вовлечение их в студенческое самоуправление, организация волонтерского движения и т.д.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ежегодно по каждому из видов сопровождения разрабатывается и утверждается подробный план мероприятий.

8.2 Для сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в техникуме задействованы заместитель директора по УВР, заместитель директора по УПР, социальный педагог, классные руководители, осуществляющие мероприятия по социальной, психологической и правовой адаптации данной категории обучающихся.

8.3 В техникуме необходимо проводить систематическую работу с кадрами по их ознакомлению с особыми образовательными потребностями обучающихся в данной образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях создания толерантной среды (обучающие семинары, мастер-классы, психологические тренинги).

8.4 Техникум обеспечивает участие инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности, которая представляет собой отличную базу для адаптации, культурно-досуговых мероприятиях, спорте, студенческом самоуправлении, конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях.

 

  1. Обеспечение информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей

 

На сайте техникума в сети Интернет создан специальный раздел (страница), отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.